Вход на хостинг
IT-новости
20.04.2016 iPhone 2017 года поместят в водонепроницаемый корпус из стекла
Линейка iPhone в новом году серьезно поменяется. В этом уверен аналитический исследователь Мин Чи Ку......
30.07.2015 Ищем уникальный контент для сайта
Ищем уникальный контент для сайта Без уникального контента Ваш сайт обречен на то, что его страницы......
Павел Закляков
Слово peering попало в русский язык совершенно недавно, и современными англо-русскими словарями оно переводится как равноправный информационный обмен. За неимением смысловых аналогов в русском языке появился новый термин, полученный путём транслитерации, – «пиринг». От него стали возникать различные производные вроде «пиринговые соглашения», «пиринговая политика» и пр. Судя по опросу большинства встречающихся мне людей и по реакции на мой доклад по этой проблеме на X международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем», у меня сложилось мнение, что многие даже активно пользующиеся Интернетом люди, имея за плечами немалый опыт, в том числе и по администрированию, часто не имеют ни малейшего представления об этих терминах и что за ними стоит в реальной жизни. Данная статья есть попытка раскрыть для массовой аудитории смысл происходящих явлений в России (по большей части в Москве), связанных каким-либо образом с пирингом.
Не скрою, что для меня большим источником вдохновения написать эту статью стало не только сложившееся положение на рынке провайдеров в декабре 2002 года, которое отразилось на мне прямым образом, но и предшествующая произошедшим событиям статья Александра Милицкого «Битва за Россию» [1].
Итак, если коротко описать все те вопросы, на которые я собрался ответить, то вот их список:
n Что есть пиринг?
n Почему о нём не знают конечные пользователи?
n Что было ранее и происходит сейчас?
n Наблюдения на практике.
n Будущее за пирингом?
n Выводы.
Что есть пиринг?
Рассмотрим некоторую телефонную сеть, например МГТС, потому что пользователей телефонов заведомо больше тех, кто пользуется Интернетом, и по сему проводимые аналоги должны быть понятны всем.
Обычный телефонный номер является семизначным и в общем виде выглядит так: XXX-YY-YY, где вместо X и Y следует подставить цифры. Первые три цифры XXX являются номером АТС, обслуживающей данный номер. Некоторые номера зарезервированы. Маршрутизация является закрытой. Теперь проведём аналоги. Номер телефона – IP-адрес, номер АТС – это номер блока IP-адресов, маршрутизируемых вашим провайдером. Зарезервированные номера 100, 01, 02, 03, 04, ... – 0.x.x.x, 1.x.x.x и др., зарезервированные IANA (RFC 3330). Маршрутизация для конечного пользователя и тут и там закрытая, то есть, чтобы дозвониться до абонента или передать пакет хосту, достаточно только знать номер абонента или IP-адрес и ничего более. МиниАТС с внутренними номерами – внутренние частные сети 192.168.x.x и др. (RFC 1918). Телефонные узлы, обслуживающие несколько АТС, – автономные системы у провайдеров.
Теперь давайте рассмотрим средне-статистические звонки. Два телефонных абонента, например Аня и Ваня, знающие друг друга и проживающие в одном доме или даже в одном микрорайоне, скорее всего будут иметь общую АТС. При этом если они звонят друг другу, то слышимость скорее всего будет лучшей, чем если Аня или Ваня позвонят своей общей знакомой в другой район на другую АТС. Аналогичное можно сказать и о других двух абонентах – Мише и Пете, проживающих в другом районе и, например, учащихся в другой школе. Количество звонков между абонентами одной АТС будет больше в силу географического расположения абонентов, и такие звонки можно назвать локальными в пределах конкретной АТС. В любом случае, даже если два абонента из разных районов будут звонить друг другу, то связь между ними будет установлена локально в пределах Москвы, и им совершенно нет необходимости пользоваться междугородней или международной связью. Количество звонков по городу на порядок больше числа звонков в другие города, и никому даже в голову не придёт, что для звонка по Москве надо иметь выход на межгород.
Теперь та же ситуация с компьютерными сетями. Те же Аня и Ваня, но уже абоненты их домовой или районной сети, будут чаще меняться трафиком между собой, например, играя в какую-то игрушку, чем с абонентами другой сети – Мишей и Петей. Даже если учесть, что они все знакомы, и могут играть вместе, то их общий обменный трафик исходя из здравого смысла должен быть локальным в пределах Москвы. Данная ситуация есть разумное развитие событий и как раз и есть «пиринг».
АТС, обслуживающая Аню и Ваню, и АТС, обслуживающая Мишу и Петю, как и их интернет-провайдеры, договариваются о совместном обмене трафиком. На практике это выглядит так: они скидываются вместе по некоторой небольшой сумме денег на обслуживание их общего соединения и далее живут мирно, АТС, передавая звонки друг другу, а провайдеры – пакеты. Обычно все от этого выигрывают и не считают, кто к кому сколько раз звонил или переслал пакетов.
Если же Ваня надумает позвонить своему приятелю Джону в США, то он заплатит за международный звонок по отдельному тарифу.
То же самое и в Интернете: если вдруг потребуется передать пакет в США, он будет посчитан по зарубежному тарифу. Теперь давайте зададим вопрос следующего раздела и рассмотрим его.
Почему о пиринге не знают конечные пользователи?
Потому что никому до этого нет дела, по той причине, что при правильном стечении обстоятельств «пиринг» получается сам собой, и все охотно идут на него. Никому и в голову не придёт то, что звонок из Москвы в Москву должен идти через Воронеж, Стокгольм или Нью-Йорк. Что нельзя или сложно сделать на примере телефонной сети, легко и просто можно сделать в сети Интернет. Не все пользователи и даже не все администраторы досконально представляют себе работу АТС или Интернета от начала и до конца, данная общая безграмотность и позволяет нас дурачить и обманывать. Так кто же может нас обманывать и зачем? – об этом в следующем разделе.
Что было ранее и происходит сейчас?
Ранее, до 3 декабря 2002 года, развитие российского рынка доступа в Интернет, при некотором отставании по времени, шло в русле общемировой практики. Скорости доступа и качество услуг росли, а цены неуклонно снижались. Пиринговая политика наших провайдеров была по возможности максимально разумна.
А.Милицкий [1] происходившее описывает следующим образом: «Первые российские провайдеры подключались к коммерческим и академическим узлам на Западе прямыми каналами, – когда Интернет только-только появился у нас в стране, никакой соответствующей инфраструктуры здесь, естественно, ещё не было. Первое время она, казалось, была и не особенно нужна, – электронная почта использовалась учёными и бизнесменами в основном для контактов с западными коллегами; основные файловые архивы и наиболее многочисленные веб-сервера располагались за океаном, – так что проблемы внутрироссийской связности мало кого беспокоили, а вот прямые каналы в самое «сердце» Интернета, напротив, очень ценились. Именно тогда и появилось забытое ныне подразделение провайдеров на «первичных» и «вторичных», – те, кто располагал прямым каналом на Запад, оказывались в преимущественном положении по сравнению с подключающимися уже к ним более мелкими коллегами, да и качество связи своим клиентам обеспечивали более высокое. Однако со временем число пользователей в нашей стране росло, росло и количество расположенных здесь информационных ресурсов. Дорогостоящая пропускная способность международных каналов всё сильнее и сильнее загружалась исключительно внутрироссийским трафиком – нередко электронное письмо, отправленное на соседнюю улицу, шло от одного нашего провайдера по прямому внешнему каналу в Европу, оттуда – в Штаты и уже оттуда, по другому международному каналу, – обратно в Россию, к провайдеру адресата. Понятно, что ни дешевизне, ни качеству коммуникаций такая организация связи не способствовала.